Автор: Синий
То, что "жуёшь" мозгом день ото дня. То, что слышишь из окружающего тебя мира, от людей, кого считаешь способными мыслить и принимать решения.

Беда в том, что таких людей в России минимальное количество, к сожалению frown .

P.S. Очень рекомендую внимательно прочитать интервью Иноземцева, которое он дал пропутинскому "Однако". Сильно. Но грустно.

Переосмысление постиндустриализма


Отрывки из интервью:

Цитировать:
...Если у вас есть политические рамки, рассчитанные на развитие, то у бизнеса есть мотивация в них встраиваться. Когда ваши политические рамки рассчитаны на воровство, тогда ваш горизонт планирования — два-три года, и среди бизнесменов нет идиотов, которые будут при такой ситуации инвестировать в реальное промышленное производство. Все качают нефть и гонят ее по трубе за границу. Но даже эффективность построения трубопроводов у нас зависит от того, сколько там удастся «распилить», и это не связано с тем, наполнится этот трубопровод или нет. Наша система создает вектор, напрочь отталкивающий модернизацию.

Причем я не вижу выхода. Эта система нашла способ тотального воспроизводства. Она может разрушиться либо от каких-то непреодолимых внутренних противоречий, либо потому, что просто совсем морально устареет, как в свое время феодализм. Система гениально сочетает противостояние любым переменам с предельным либерализмом в отношении зарабатывания денег, свободы перемещения за границу, возможностей личной самореализации. И если в советское время ортодоксальный еврей и глубоко православный человек объединялись против власти, потому что одному она мешала уехать в Израиль, а другому ходить в церковь, и оба понимали, что при существующем режиме ни одна мечта не реализуется, то сейчас все наоборот. Смысла в объединении усилий нет, любой вопрос легче решить частным образом. Эффективнее дать взятку, чем выйти на демонстрацию. Проще заняться своей жизнью. Проще купить дом в Париже, чем обустроить участок на Новой Риге. Или ты здесь живешь по этим правилам, или просто уезжай.

Но это же деградация, она не может длиться вечно. Ведь все увеличивается технологическое отставание, вымываются последние квалифицированные кадры. Разве система не может внутренне просто развалиться? Ведь никто не вкладывается в инфраструктуру, никто не будет строить новые заводы. Последнее поколение людей, получивших образование в советской системе, — это 30-летние. У нас уже падают спутники один за другим, и специалисты говорят, что и новые тоже будут падать. Что дальше?


— Заводы будут как-то модернизировать те, в чьей собственности они находятся. Остальная инфраструктура, да, будет приходить в упадок. Что касается космоса — будет происходить перестройка мышления. Если сейчас мы себя воспринимаем как страну, которой платят деньги, чтобы мы запустили чей-то спутник, то после перехода некой черты наши спутники будут запускать, например, французы, а мы будем за это платить нашей нефтью, как платим за импортные автомобили или одежду. При нынешней ситуации это вообще аномалия, что наши спутники еще летают.

Вы полагаете, что система не обрушится изнутри от структурной деградации?

— Нет. Посмотрите на Венесуэлу. Большую степень деградации трудно представить. Но система устойчива как никогда.

...В чем же причина-то? Это запущенная ситуация или глубинная порочность ментальности? Почему для них это было возможно, а для нас нет?

— Это фундаментальный вопрос. Да, порочность. Посмотрите на все модернизации. Бразилия после диктатуры, Япония после поражения в войне, Корея после японского геноцида, Китай после фактически закончившихся голодом реформ Мао, Малайзия после деколонизации. Основное здесь то, что во всех этих странах модернизации начинались в условиях глубокого национального унижения. Ощущение того, что мы отстали на десятки лет, должно быть таким тотальным, чтобы каждому человеку было стыдно смотреть на себя в зеркало с утра. У нас ситуация обратная. Наши туристы приезжают в Париж из своего райцентра и говорят на Елисейских полях: «Да у нас в Москве машины круче». Вот в этой ситуации — ноль шансов. Мы слишком себе нравимся. Такие страны не модернизируются.


А здесь даже мысли, которые я давно высказывал:

Цитировать:
...Итак, вы описали три варианта: первый — вариант «жесткой» государственной индустриализации по китайскому образцу, второй — копирование и принятие юридических рамок и европейских правил игры и интеграция с ЕС, причем взаимная, и третий — японский вариант с высоким уровнем виртуозного управления для баланса конкурентоспособности на внешних рынках с подъемом внутреннего производства.

— И еще есть один вариант, если мы принимаем, что не в состоянии применять здесь западные правила, то можно импортировать не правила, а их носителей — это петровский вариант.

Это использовалось и в СССР.

— Не совсем. Иностранные специалисты и сейчас работают в массе наших банков и корпораций. Но они не допущены к управлению системой. Вот если начальником ГАИ у нас станет француз, тогда мы решим проблему пробок. Модернизация пойдет тогда, когда мы разрешим иностранцам занимать государственные должности. Да, пусть они не будут иметь возможности избираться в Думу — пусть свои законы мы будем принимать сами. Но исполнителями этих законов, чиновниками, если не можем найти некоррумпированных своих, должны стать они.

А вы полагаете, что своих людей с нормальной ментальностью найти невозможно?


— Невозможно. Ментальность нынешних студентов, которым я преподаю в Высшей школе экономики, гораздо хуже, чем у нынешних чиновников. Система ухудшается. Мы не можем здесь вырастить нужные кадры.


Довольно интересно автор описывает, в том числе, "инфраструктурные проекты" власти и искусственные препоны:

Цитировать:
...Приведу пример. Одна наша компания хотела построить цементный завод. Вся документация проекта была заказана у датского генподрядчика, оборудование закупалось у иностранных производителей, строить должны были китайские рабочие. По проекту на это отводилось 19 месяцев. По факту завод строился четыре года. Все остальное время заняли согласования. Хотя в Дании 66 лет не было аварий на цементных заводах, на каждый технологический узел надо было получить сертификат Ростехнадзора. Это заняло полтора года. С учетом стоимости инвестиций в 400 миллионов евро и ставки процента по кредиту было потеряно 46 миллионов евро только из-за этих согласований.

Россия импортирует зарубежного оборудования ежегодно на 130 миллиардов долларов в год. 13 миллиардов долларов просто вынимается из карманов предпринимателей Росстандартом. Почему мы не признаем нормы ЕС по промышленному оборудованию? Пусть не по пищевым продуктам — тут работает Онищенко, но хотя бы по промышленному оборудованию? Нужно запустить механизм простых решений. Наша система слишком сложна, и она все усложняется, потому что чиновники понимают, что чем система сложнее, тем они больше зарабатывают денег и тем менее они контролируемы.


Тут жесть crazy :

Цитировать:
...Сколько лет ведутся разговоры о постройке скоростной железной дороги Москва — Петербург. Я спросил как-то у вице-президента РЖД: «А почему ваш «Сапсан» ездит по старым рельсам?» Знаете, что я услышал в ответ? «А что тут странного — «Мерседесы» же ездят по нашим автодорогам». Все, вопросов больше не имею. Это не шутка, это говорит вице-президент РЖД. Поэтому не стоит ждать новой параллельной скоростной дороги — ее не будет. Если государство не может само построить — пусть не мешает другим, в том числе иностранным компаниям. Пусть, если мы не можем построить новые железные дороги, придут французы, построят, а потом, когда возместят свои деньги, лет через 30 отдадут государству. Как только вы подпишете такой контракт, через два года у вас будет новая скоростная дорога, где будут лучше поезда, ниже цены. В Китае на таких условиях построены тысячи километров путей, новые аэропорты, электростанции, другие объекты инфраструктуры.

Ну это как раз из разряда совсем простых решений.

— Да, но они тоже не принимаются. Вот в аэропорту Толмачево в Новосибирске открывали новую полосу за 110 миллионов долларов. Любая иностранная компания за эти деньги построила бы не только полосу, а целый аэропорт с тремя полосами и через 10 лет его бы отдала нашему государству. Но никто этого не допустит. Первый вопрос: почему у нас нет налоговых каникул? Второй: почему вся инфраструктура строится государством и крайне неэффективно? И третий вопрос: почему у нас налоги не дифференцированы по отраслям?


Кароч, советую почитать.