С «магией кино» вообще все неоднозначно. Мягко говоря. Так как это в большей степени визуально-эмоциональное восприятие, то во многом зависит не про ЧТО сняли, а КАК сняли.
Тот же перестроечный «Меня зовут Арлекино» собственно о том же самом что и этот «Слово пацапа». Но даже сейчас если пересмотреть, восприниматься будет по другому.
Или как в 1976 году итальянцы сняли «Площадь Сан-Бабила, 20 часов» по реальным событиям, как в 1975 четверо молодых неофашистов совершили двойное убийство. В самой Италии по горячим следам фильм был воспринят именно в антифашистком ключе. Да и главные герои были отображены циничными и безжалостными трусливыми отморозками.
Но когда этот фильм вышел в прокат в СССР, что-то пошло не так.
»Эффект вышел космический: брат по ретромании Алексей Васильев напрямую связывает всплеск русского неофашизма ранних 1980-х именно с этой картиной. Марш в черной коже смотрелся круто и борзо, убийство ученых комсомольцев у промзон протестов не вызвало» «Фильм вышел — и понеслось. Молодежь страны Советов стала потихоньку облачаться в кожу. Во всех городках появились свои Сан-Бабилы. Сегодня спросите любого русского неофашиста за 40: все они скажут, что загорелись нацизмом после «Сан-Бабилы»… Про ребят, у которых «культивировались честность, прямота и дружба, и очень жестко они вместе держались, а имидж был подходящий — кожаные куртки, бритые виски…» Кому интересно может погуглить Курган, марш фашистов. Как в начале 80х по городу прошел марш «пацанов» с нацистскими повязками с лозунгами и в результате на школу водрузили фашистский флаг.
Я эту «Сан-Бабилу» относительно недавно пересмотрел. Чисто визуально «пацаны» в модных чёрных кожаных куртках, и вообще модные (это Италия

) красавчеги с ножами, готовые на все, срать хотевшие на обывателей, на «чушпанов» леваков и коммунистов, на полицию, на родителей и так далее.
Или один из самых спорных фильмов в истории Голливуда немой черно-белый «Рождение нации», который по мнению практически всех, послужил толчком для возрождения Ку-клукс-клана.